Антисанитария, просрочка, фальсификат, грубость продавцов. Эти нарушения магазинов в последнее время все чаще выявляют проверяющие. Все это зафиксировано в едином реестре проверок Генпрокуратуры. Особенно "отличившиеся" – магазины эконом-класса. Возглавляет антирейтинг сеть магазинов "Светофор". В первой тройке также "Ашан" и "Красное и белое". Эксперты такое наплевательское отношение к покупателям объясняют тем, что сети пользуются эмбарго на проверки бизнеса. Из-за этого они ослабили внутренний контроль. О том, как обманывают покупателей; а также чем рискуют магазины, приобретая плохую репутацию, и о мерах воздействия на нерадивых продавцов – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Плесень в йогурте, налет на колбасе и сосисках, и даже черви в конфетах. Чего только не выявляют проверяющие в магазинах в последнее время. Первые в топе нарушений – просрочка и несоблюдение условий хранения. Дальше следует еще одна общая для многих магазинов "болезнь" – несоответствие цен на кассе и в зале. Замыкает тройку претензий – грубость и хамство персонала.
Все это отражено в едином реестре проверок Генпрокуратуры.
Чаще всего нарушения фиксируют в магазинах эконом-класса.
Торговая сеть "Светофор" – среди особо отличившихся. По данным Роспотребнадзора, число нарушений в этой сети выросло – внимание! – в 10 раз, то есть на 1000%. Сравнивались показатели 1 квартала за этот и прошлый годы. В апреле сотрудники московского отделения ведомства проверили 24 столичных точки этой сети. Почти в каждом магазине – антисанитария, просрочка, фальсификат.
Примерно такая же ситуация в магазинах "Красное и Белое" – рост числа нарушений на 975%.
Немногим лучше ситуация в "Ашане" , "Ленте" , "Бристоле" – 245%. Следом идут "Дикси" – "Перекресток" , "Магнит", "О’кей", "Пятерочка". Словом, практически весь состав основных игроков рынка гастрономии так или иначе нарушает предписания.
Проверяющие выявляют зачастую неправильный температурный режим при хранении, отсутствие или повреждение упаковки, нарушение товарного соседства (что приводит к порче продуктов).
Такое отношение к покупателям и к работе в целом во многом связано с действующим мораторием на проверки. Он был введен как мера поддержки бизнеса в марте 2022 года.
Сами владельцы объясняют нарушения необходимостью держать низкий ценник, что невозможно, якобы, без издержек. Плюс – надо делать скидку на обычные ошибки, которые бывают в любом бизнесе.
А как быть с другим видом нарушений, когда в погоне за низкой ценой сети сознательно допускают на полку недобросовестных производителей. Это делается для того, чтобы при меньших издержках получить максимальную выгоду. Из-за чего в зоне риска оказываются наиболее незащищенные группы. А ведь это – огромные риски для покупателя, напоминают защитники прав потребителя. Мало того, что человек заплатил деньги за продукт, а потом выбросил его, так может быть еще и того хуже – пищевое отравление. А это чревато тяжелейшими последствиями – предупреждает врач-диетолог Марият Мухина.
МУХИНА: Процессы гниения, брожения, развития плесневых грибков, все эти микроорганизмы выделяют токсины и вызывают вплоть до пищевой токсикоинфекции, которая может закончиться и стационаром, и капельницами, и даже есть случаи летального исхода, особенно когда жарко, бактерии за 2-3 часа могут размножится в патологически опасной для организма дозе.
Кстати, уже зафиксировано несколько случаев отравления продуктами, которые были куплены в сетях-лидерах антирейтинга нарушений.
Есть ли выход из ситуации?
Да, причем, бороться за чистоту товара может сама торговая сеть, если настроит свои кассовые аппараты на блокировку просрочки.
готовности внедрить у себя такую систему уже заявили в некоторых сетях.
Эксперты рынка считают, что в борьбе с фальсификатом и просрочкой поможет расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. Сейчас не маркируется хлебная, рыбная, мясная продукция, полуфабрикаты, заморозка.